Танк КВ-5 (объект 225)
В марте 1941 года командование Красной
Армии получило разведывательную информацию о том, что в Германии завершены
работы по созданию танков с мощным бронированием и они уже поступают в войска.
Причем в донесениях наших разведчиков особо подчеркивалось, что все наши
танковые и противотанковые пушки не смогут пробить их брони. Следует пояснить,
что все это не соответствовало действительности - разработкой тяжелых танков в
Германии в то время не занимались. Скорее всего дело было в следующем: весной
1941 года в состав немецких «панцерваффе» стали поступать трофейные французские
танки В-1, имевшие броню толщиной 60 мм. Видимо это и стало почвой для слухов о
«новых немецких танках с мощной броней».Но обеспокоенное этой информацией,
высшее руководство СССР и Красной Армии решает принять адекватные меры. 7
апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли постановление № 827-345 сс, в
котором, в частности, ставилась задача на проектирование сверхтяжелого танка
КВ-5. 9 апреля постановление было продублировано более расширенным по
содержанию приказом по наркомату тяжелого машиностроения за № 231 сс:
"О танке КВ-5.Директору Кировского заводат.Зальцману:
1. Спроектировать и изготовить к 10
ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной
башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из
следующих основных характеристик КВ-5:
а) броня - лобовая 170 мм, борт - 150 мм, башня - 170 мм;
б) вооружение - 107 мм пушка ЗиС-6;
в) двигатель - дизель мощностью 1200 л.с.;
г) ширина не более 4200 мм.
Предусмотреть при конструировании
возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения.К 15 июля 1941 года изготовить и подать
на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5. К 1 августа 1941 года предъявить
на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5. Учесть,
что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября
1941 года корпус и башню КВ-5
В июне 1941 года начались работы по танку
КВ-5. Старшим инженером машины был назначен талантливый конструктор Н.Цейц,
один из старейших работников СКВ-2. Кроме негояв группу проектирования вошли
К.Кузьмин (корпус), Л.Сычев (башня и установка вооружения), Н.Федорчук (ходовая
часть). При проектировании КВ-5 был учтен опыт по разработке проектов КВ-4. В
результате получился мощный танк довольно необычного вида. Корпус КВ-5 имел
высоту всего 920 мм, поэтому механик-водитель и радист-пулеметчик получили специальные
башенки, обеспечивающие им достаточные сектора обзора. Башня ромбовидной формы
была довольно крупных размеров. В ней размещались командир танка, имевший в
своем распоряжении командирскую башенку, наводчик и заряжающий. Солидный
диаметр погона - 1840 мм - и большой внутренний объем башни обеспечивали всем
членам экипажа нормальные условия работы. Бронирование танка было очень мощным
- 150-180 мм.С началом войны в проект пришлось внести
целый ряд корректив. Так, пришлось отказаться от идеи изготовления штампованной
башни (она была заменена на сварную), ввиду отсутствия дизеля мощностью 1200
л.с. (он находился в стадии разработки) КВ-5 перепроектировали под установку
двух обычных двигателей В-2, размещенных параллельно. К августу 1941 года
проект КВ-5 был практически полностью завершен, началось изготовление ряда
узлов и агрегатов танка. Но из-за тяжелой обстановки на фронте под Ленинградом
все опытные работы на Кировском заводе прекратили и все силы бросили на
увеличение выпуска серийных КВ. Самая поздняя дата, обнаруженная на
сохранившихся чертежах КВ-5 - 15 августа 1941 года, когда бои уже шли под Лугой
и Красногвардейском.Источники:М.Коломиец "История танка КВ. Часть
I". (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.)"Вокруг Света" №1, 2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий